Предыстория создания
К началу 1970-х перед конструкторами АвтоВАЗа была поставлена принципиально новая задача — разработать новый внедорожник, автомобиль повышенной проходимости для жителей сельских районов. Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин отметил после презентации прототипа ВАЗ-2103, что миллионы жителей глубинки остаются обделенными, потому что для них городской автомобиль не подходит. Команда разработчиков под руководством главного конструктора Петра Прусова создала прототип, отчасти используя проверенные решения от уже существовавших моделей ВАЗ. Однако многие находки были принципиально новыми, революционными для своего времени.
Рождение легенды: 1977 год
За следующие несколько лет были разработаны предсерийные образцы ВАЗ-2121. Модель получила двигатель на 1,6 л мощностью 80 л. с., постоянный полный привод и независимую переднюю подвеску. После начала серийного производства в 1976 году стоимость новинки составила 9000 рублей. Одобренная руководством страны, она получила название «Нива» и всего за пару лет стала одной из самых популярных на советском рынке.

Советский период: 1977–1991
Легенда прославилась не только на родине, но и за рубежом. Вскоре начался и выпуск экспортных партий, включая праворульные — для Великобритании, Японии и ряда других стран. В общей сложности завод поставил свыше 700 тысяч машин на все пять континентов: в Западную Европу, Азию, а также в Грецию, Эквадор и многие другие страны. Применение для «Нивы» нашлось не только в сельском хозяйстве, но и в геологии, и в вооруженных силах, и в автоспорте — везде, где требовалась повышенная проходимость.

В разное время было выпущено множество модификаций, среди которых:
- ВАЗ-21213 «Тайга» — рестайлинговая версия с доработанным задним кузовом и мотором на 1,7 л;
- ВАЗ-2129 «Кедр» — на полметра длиннее, для опытно-промышленного производства;
- ВАЗ-2122.600 «Река» — автомобиль-амфибия для вооруженных сил;
- ВАЗ-212182 «Форс» — бронированная модификация для инкассаторских служб;
- ВАЗ-212183 «Ландоле» — пляжный внедорожник (багги) с открытым верхом.
«Нива» участвовала во множестве соревнований, включая гонки «Париж — Дакар», «Ралли фараонов», триал «Вэлли», австралийский ралли-рейд «Маквей-1000», а также другие международные гонки и несколько советских чемпионатов. Автомобиль снимали в советских, а позднее в российских фильмах; попал он на экране и во множестве зарубежных кинокартин, не говоря уж о многочисленных упоминаниях в литературе.
Переходный период: 1990-е годы
Кризис начала девяностых совпал с моментом, когда созданная за два десятилетия до этого модель стала нуждаться в улучшениях. Сохранив основу, разработчики обновили конструкцию. Так появилась, в частности, модификация ВАЗ-21213 с мотором на 1,7 л мощностью 78,9 л. с. Также появились пятая скорость в коробке передач, новая отделка салона, новые радиальные шины и другие доработки. АвтоВАЗ экспортировал автомобиль в страны на всех пяти континентах. Независимо от климата и дорожных условий, всюду машина приобрела славу «неубиваемого» внедорожника.
Новое тысячелетие: модернизации
Даже с учетом обновлений, советский внедорожник продолжал морально устаревать. К концу 1990-х были практически завершены работы по созданию прототипа второго поколения. АвтоВАЗ действовал организовал совместное предприятие с General Motors под названием «GM-АВТОВАЗ». К 2002 году была представлена совершенно новая версия — Chevrolet Niva. Прежняя модель стала выпускаться под названием LADA 4x4. Партнерство с GM продолжалось до 2020 года, когда производитель вернулся к бренду LADA.

Современность: Niva Legend и Niva Travel
В 2020 году появился бренд Niva Legend. Машина стала прямым продолжением классической модели, но имела и несколько отличий, в числе которых:
- обновленный салон;
- современное оборудование;
- улучшенная шумоизоляция.

Разработанная же ранее Chevrolet Niva получила продолжение в виде Niva Travel. Это был уже не просто внедорожник, а универсальный автомобиль, который отлично подошел и для поездок по городу, и для путешествий по любой местности. На 2025 год современные модификации имеют следующие средние цены:
- Legend — от 1,06 млн рублей;
- Travel — от 1,33 млн рублей;
- Bronto — от 1,55 млн рублей;
- Sport — от 1,69 млн рублей.
Все версии сохранили ключевые преимущества модели: высокую проходимость и ремонтопригодность. Это и помогло автомобилю остаться одним из самых популярных, причем не только на родине, но и за рубежом.

Секрет долголетия
Отличительные черты, благодаря которым машина обрела такую популярность еще в 1970-е и сохранила ее до сих пор:
- Простота конструкции. Минимум сложностей с техническим обслуживанием и установкой комплектующих.
- Ремонтопригодность в полевых условиях. При желании заменить детали и справиться с повреждениями можно не только в гараже, но и практически в любой местности.
- Доступные запчасти. На новые комплектующие не нужно тратить слишком много денег.
- Реальная проходимость. Конструкция обеспечила возможность преодолевать бездорожье, грязь, грунтовые дороги, холмы, трассы со снегом и гололедом.
- Соотношение цены и возможностей. При меньшей стоимости, чем у зарубежных конкурентов, автомобиль ничуть не уступал им по характеристикам и по достигаемым результатам.
- Культовый статус. Удачно подобранное название сочеталось с превосходными показателями и универсальным дизайном. Машина быстро приобрела славу — сначала на родине, а потом и за рубежом.
Не менее важную роль сыграла эмоциональная привязанность владельцев. Для них «Нива» стала не просто просто средство передвижения, а верным помощником и настоящим другом.
Niva в цифрах
К середине 2020-х было выпущено свыше 2,5 млн автомобилей этой модели, включая различные модификации. Из них порядка 700 тысяч было экспортировано за рубеж — в более чем 100 стран мира. Среди них — Германия, Франция, Италия, Испания, Греция, Великобритания; также — страны Латинской Америки и Африки, Ямайка, Австралия и Новая Зеландия.

Всего выпущено 22 модификации с различными характеристиками. И это — не считая множества несерийных моделей с дополнительными улучшениями. В 1981 и 1982 годах «Нива» получила призовые места на ралли «Париж — Дакар», в 1985 году — на ралли «Камерун» и «Алжир». В 1999 году покорила Северный полюс и Тибетское плато высотой 5726 м над уровнем моря — рекорд для внедорожника. Эксплуатировалась в экстремальных условиях Антарктиды. Кроме того, автомобиль регулярно входит в рейтинги самых надежных внедорожников по версии различных изданий.
Легенда продолжается
На протяжении 48 лет, которые прошли с рождения новинки, ей не потребовалось кардинальных изменений концепции. В этом уникальность автомобиля по сравнению со многими конкурентами. На конец 2025 года АвтоВАЗ запланировал выпуск обновленной LADA Niva Travel с двигателем объемом 1,8 л, светодиодами и более современной подвеской. На 2026-й планируется выпуск новых версий LADA Niva Sport и Niva Legend.
Разработанный в СССР и улучшенный в России, этот внедорожник остается универсальным для использования в сельской местности и на даче; находит применение в спорте, вооруженных силах, специфических отраслях производства. В других странах различные модификации также продолжают пользоваться популярностью. Все это дополняется тем, насколько знаковой и известной «Нива» стала среди автолюбителей. Эксперты едины во мнении, что этот проект оказался по-настоящему грандиозным — он оставил свой след в истории и непременно останется одним из самых известных.